• О мельницах со всего мира ⁄ Водяные мельницы Беларуси

    Версия для печати

    Мельница сильна водой...

    Люблю посидеть ранним утром с удочкой на берегу Титовки - приток Свислочи. Медленно несет речка свои зеленые воды среди полей, ивовых зарослей и перелесков Пуховщины, что в самом центре Беларуси. Гуляет ветер в зарослях осоки, шелестит камыш, желтеют тут и там кувшинки. Река мелеет и зарастает. И лишь в одном месте она шумит, бурлит и пенится белыми барашками. Вода падает с небольшой высоты на острые камни и торчащие из воды почерневшие сваи. Водяной вир вымыл глубокий омут. Особенно хорошо ловятся в этих местах небольшие окуньки «матросики» и плотва.
    Некогда, здесь стояла водяная мельница, принадлежащая крупному чиновнику и землевладельцу Макову. Ныне только фрагменты каменной кладки, несколько бетонных свай на берегу, и остатки плотины напоминают о существовании водяной мельницы. Уже и не осталось старожилов, которые бы и помнили, как выглядела мельница в первозданном виде.
    Сколько романтики и поэзии в этом сооружении. Шум падающей воды, скрип деревянного колеса, громкие голоса крестьян. У Паустовсого в «Ильинском омуте» читаем: « Наша (мельница) была деревянная, полная милых запахов смолы, хлеба и повилики, полная степных поверий, света облаков, перелива жаворонков и цвиканья каких-то маленьких птичек – не то овсянок, не то корольков. Ничто так не идет к русому пейзажу, как эти мельницы. Так же как русской крестьянской девушке очень идет цветистая шелковая шаль. От нее глаза становятся темней, губы – ярче и даже голос звучит вкрадчиво и нежно». Как хорошо и образно сказано.
    В механизме водяной мельницы переплелось воедино: сила человеческой мысли и сила стихии, которая подчинилась человеку и стала его верной помощницей. Верной, лишь в умелых руках мельника. Нельзя подчинить стихию полностью. Человек глубоко заблуждается, уверовав в свои силы и мощь интеллекта. Стихия капризна и непредсказуема. Человек и цивилизация в целом, словно маленькие песчинки в гигантских руках. Но факт остаётся фактом. Сейчас сложно, пожалуй, невозможно сказать, кому пришла блестящая мысль использовать энергию падающей воды для преобразования последней в энергию вращения. Это изобретение было революционным событием: на машину был переложен тяжелый физический труд.
    Издревле, славяне устраивали на полноводных реках запруды и строили мельницы. Возникновение Минска легенда связывает с появлением на берегах Свислочи, в годы седой старины, гигантской мельницы. В сборнике А.И. Гурского «Легенды, предания, сказы» находим легенду об основании города Минска. Между Татарским концом и Переспинским мостком, возле самой Виленской почтовой дороги, некогда поселился могучий богатырь-знахарь по прозвищу Менеск. Он построил на Свислочи огромный каменный «млын» на семь колес. Говорили, что в мельнице мука мололась не из пшеницы, а из камней. Каждую ночь Менеск ездил на своей мельнице по околицам и набирал дружину сильных и храбрых молодцов, готовых защитить свою родную землю от коварных врагов. Менеск и его дружина поселились возле водяной мельницы. Здесь и был основан город и назван именем легендарного богатыря. Так это было или иначе неизвестно. Но легенда о могучем защитнике белорусской земли и его мельнице жива и поныне. С первой четверти ХIY века Минск вошел в состав Великого княжества Литовского. В Жалованной грамоте Великого князя Александра городу Минску на Магдебурское право в 1499 году оговаривались разрешения на строительство различных общественных зданий, в том числе и мельницы. “ Також дозволяем им ( жителям города) , к местному пожитку, млын збудовати на местцу подобном, на реце на Свислочи...” Водяные мельницы просуществовали на белорусских землях вплоть до 50 ых годов ХХ века, когда электричество окончательно вытеснило другие источники энергии. Такова в кратце предистория вопроса.
    Несколько слов скажем и о конструкции мельничных механизмов.
    На широких реках, таких, как Припять, Днепр, Неман ставились наплавные мельницы. Их возводили на специальных плотах, баржах, стоящих на якорях. Поперек них клали горизонтальную ось, на концах которой крепили 6 или 8 длинных лопастей. На зимнее время такие мельницы отводили в тихую заводь или старицу. На реках с крутыми берегами ставились мельницы с запрудами и подачей воды на колесо с верху ( верхний бой). На широких реках, возле низких берегов, наоборот, строились мельницы с нижним боем и колесом, размещенным к воде не вертикально, а горизонтально. В таком случае водяная мельница стояла в стороне. Вода подводилась к колесу по деревянным желобам. Наиболее ответственный элемент водяной мельницы – колесо, достигавшее в диаметре четырех метров. К мощному горизонтальному валу – оси спицами прикреплялись два деревянных обода, расстояние между которыми около 50 см. Внутри их обшивали досками, а снаружи между ободками вставляли перегородки (лопатки). Получались своеобразные ковши, расположенные один за другим вдоль колеса. Когда вода падала сверху в ковш, она приводила в движение колесо, а вместе с ним и горизонтальный вал. Крупные мельницы имели несколько колес, нередко они приводили в движение не только жернова, но и выполняли функции изготовления сукон ( валюшни или фолюши), селитры и пороха (пороховни), грубой бумаги (паперни), добычи болотной руды (рудни), распиловки бревен на доски и брусья (тартаки). Так в конце ХIХ на реке Лужеснянка в деревне Лужесно Витебского уезда у помещицы Краснодемской работала мельница на 8 поставов. Рядом, в деревне Мазалово, мельница имела десять поставов.
    Внутри мельницы к валу крепили колесо, которое специальными зубьями соединялось с горизонтальной шестерней. Для мельничных механизмов характерны: тщательный расчет всех элементов, логика конструкторских решений, высокое качество работ. Строили мельницы местные мастера без «технической документации», учитывая опыт уже построенных объектов. По свидетельству Василия Пескова, большого энтузиаста возрождения водяных мельниц на реках России, как частиц исторических ландшафтов, профессиональные строители с большим опытом, постоянно сталкивались с трудностями при реконструкциях. Отдельные узлы и механизмы известны, но подогнать их и запустить мельницу долго не удавалось. Утрачен опыт.
    В старину, чтобы избежать самопроизвольного возгорания, возникающего от трения деревянных частей мельничного механизма, мельники их смазывали свиным салом. Куски сала висели в мельнице повсюду.
    Вот мы и подошли к самому сердцу мельницы – жерновам. Вертикальная ось от шестерни проходила через отверстие в центре нижнего камня (лежак) и наглухо крепилась к верхнему (бегун). Нижний камень оставался неподвижный, а вращался только верхний. Жернова отгораживались кожухом. Жерновые камни должны были быть особого свойства. От них требовалось прочность, вязкость и пористость. Зачастую, жернова привозились издалека. Так, мастера-камнетёсы некоторых местностей специализировались на изготовлении жерновов. В Оршанском и Сенненском уездах Могилевской губернии, богатых диким камнем, крестьяне занимались изготовлением мельничных жерновов. «Но постепенно этот промысел все больше падает, так как годные для тески камни выбираются, и количество годного материала уменьшается». Издавна славились на землях Беларуси жернова из деревни Глушковичи, что на границе с Украиной. Местные мастера-камнетесы хорошо знали свое дело.
    Производительность мельницы зависела от размера камня и скорости вращения. Жернова брали диаметром от 50 до 120 сантиметров. На маловодных речках ставился небольшой бегун, и вращался он в пределах 60 оборотов в минуту. Так постав мог размалывать от 16 до 64 килограммов в час.
    Водяные мельницы строились, как правило, из дерева. Часть здания располагалась на сваях над водой, позднее под него стали подводить каменный фундамент. Встречаются каменные постройки, где профессионально выполненная бутовая кладка сочеталась с кирпичной кладкой. Мельница в Сушках (Брестская обл.) в усадьбе Пусловских.
    Рабочее помещение мельниц было трехэтажным. Наверху находился лоток для засыпки зерна. Внизу – ларь для муки и ступы с пестами для дробления зерна на крупу. Рядом с ларем лежали деревянные совки для засыпки муки. По стенам висели различные веревки и шнурки для завязывания мешков с мукой, пучки трав. Напор воды можно было регулировать на плотине специальной заслонкой. Несколько слов о плотинах. Плотные слои дерна выкладывались слой за слоем. Укреплялись жердями и кольями. В дно вбивались дубовые сваи и бутовали камнями. Мельник со своей семьей, как правило, ставил дом возле мельницы. Возле крупных мельниц с несколькими поставами строились так называемые дома завозника, где крестьяне, привозившие на помол зерно, находили пищу и кров. Это довольно большое помещение, состоящее из двух раздельных комнат. В первой комнате рукомойник, вешалка для одежды возле печи. На стене конская упряжь. Стол с самоваром, шкаф с посудой. Вторая комната – это одновременно трапезная и спальня. В центре комнаты несколько столов. Возле огромной русской печи лежанки, где вповалку, после тяжелого трудового дня и чарки водки спали крестьяне. Дом завозника восстановлен в Заславском музейном комплексе «Млын». Есть здесь и мельница, правда паровая.
    Вот, открылась скрипучая дверь, и из мельницы вышел мельник. Высокий, «ладно скроенный» в кожаном фартуке и нарукавниках, поверх льняной самотканой рубахи. Весь с головы до ног в муке. Сдвинул на затылок видавший виды картуз, повел белыми от муки бровями, разгладил косматую бороду и грозно посмотрел на приезжих мужиков. Мельник на селе - фигура значительная.
    Во времена Великого княжества Литовского« Мельник обязывался давать в пользу державцы две трети со всего смолотого, оставляя для себя только одну треть. Мельником мог быть только человек, знающий уход за мельницей. На его обязанности лежало исправлять, в случае надобности, мельницу, держать в порядке все запруды и заставы, мельник покупал за свой счет третью часть железа всего того количества, какое требовалось для мельницы, он оберегал все от нападений и с помощью крестьян задерживал виновных. За это все подданные королевские известного района обязывались молоть зерно только в мельнице своего района. В случае сильного напора воды, когда можно было ожидать ее разрушения, крестьяне соседних сел, по данному от мельника знаку, должны были из каждого дыма спешить на работу, как это делалось в случае опасности от пожара».
    Умение мельника управляться со стихией бушующей реки вызывало не просто уважение, а скорее чувство страха у крестьян. Считалось, что мельнику помогают некие тайные силы. Отсюда и огромное количество поверий и «забабонов» о мельниках и мельницах. Существовало поверье, что на каждом водоёме, где был построена мельница, обязательно жили водяные. При мельницах держали черных петухов и котов, которые были лучшей жертвой водяному. Белорусские мельники в первые морозы обязательно опускали под колесо кусок сала, чтобы водяной не слизал с колеса замазку. Жертвоприношение требовалось и при закладке мельницы. Механик, который строил мельницу, должен был забросить в плотину живую курицу. Жертвоприношение гарантировало мельницу от паводка, бури, пожара, удара молнии. Мельница, как правило, переходила по наследству к сыну мельника, который перенимал и «знахарство». Считалось, что мельник никогда ничего не делал просто так, чтобы не терять своей «сверхъестественной силы». Не разговаривал и даже не прощался с крестьянами.
    У белорусов с древних времен существовал обычай, если свадебный «поезд» по дороге в церковь проезжал мимо мельницы и мельник останавливал воду, то останавливался и свадебный кортеж. Невеста обязана была отдать мельнику свой свадебный пояс. Получив выкуп, мельник пускал воду. После этого поезд с молодыми трогался в путь.
    Что здесь правда, что вымысел, нам живущим в эпоху Интернета, сложно сказать. Вероятно, некий тайный смысл был в этих ритуалах. К сожалению, на белорусских землях не осталось мельников являющихся носителями этих специфических знаний. Прогресс и время не пощадили это «племя». Современный человек призывает на помощь знания, точный расчет и разум. Чем дальше он становится от природы, тем больше он уповает на собственные силы. Быть может, мы глубоко заблуждаемся. По мнению автора, последние события в природе и мире тому прямое подтверждение.
    День Святого Мартина 25 октября - праздник всех мельников. В этот день жарили гуся, украшали его яблоками, открывали бутылку припасенного загодя первача. Пир устраивали на мельничных жерновах. «Мартин Святы – любитель гагаты», «Мартина гусь на воде – Божье рождение на льде». С днем Святого Мартина связано множество примет. Так, считалось, что с «Мартина дня начинается зима». Когда на Мартина будет вода ( дождь), то на коляды будет лёд. Когда на Мартина дождь, то будет мокрое лето. На Мартина медведь ложится в берлогу и начинает сосать лапу.
    Без подробностей и воспоминаний очевидцев материал не имеет эмоциональной окраски. Поэтому автор попытался разыскать маленькие житейские историй связанные с мельницами. Так, восьмидесятилетний житель Минского района Григорьев Владимир Николаевич вспоминал, что в деревне Крупица Минского района на реке Птичь до пятидесятых годов ХХ века работала водяная мельница. Вот его маленькая история.
    «Помню первую послевоенную весну. Холод и голод - постоянные чувства, которые испытывал я, в ту пору десятилетний мальчишка. Страшно хотелось есть, я одевал одни на всю многодетную семью резиновые сапоги, которые в шутку называли «Дзякуй Сталіну-грузіну, што абуу нас у рызіну» и тайком шел на совхозное поле. Ноги проваливались по колено в грязь, где дрожа от холода я искал прошлогодний мороженый картофель. Приносил домой и мать пекла из него сладковатые на вкус, черные блины – «шайморы». Тогда это блюдо казалось таким вкусным. Хотелось хоть немного хлеба. Мы всей семьей собирали колоски, меняли у крестьян-колхозников зерно. Собрали половину мешка. От голода и слабости, меня шатало из стороны в сторону. Но я, как самый старший из мужчин, отец служил в армии, пошел на мельницу молоть зерно. Мельница была старой, построена ещё «за панскім часам», стояла над водой на огромных, поросших зеленой тиной дубовых сваях. Дерево в воде не портится, а становится твердым как сталь. Мельница была деревянной, по высоте с трехэтажный дом. Там, где стояла мельница, река была достаточно широкой, что-то около пятидесяти метров. Перед мостом была устроена специальная, из дубовых свай скрепленных поверху между собой брусьями, дугообразная защита от ледохода. Через реку перекинут деревянный мост, под мостом плотина из дерна и глины, укреплена дубовыми сваями. Стоял водомер. В плотине имелись специальные заслонки, которые регулировали напор воды. Запруда подняла уровень воды в реке и образовала довольно большое озерцо «зеркало». Напора воды хватало для приведения в движения нескольких колес. Возле мельницы было шумно, крестьяне - колхозники на возах привозили зерно на помол. Я занял очередь и стал ждать и с любопытством рассматривал механизм мельницы. Мешки с зерном взвешивались и складывались в стопку. На втором этаже открывалось окно, спускалась цепь с петлёй на конце. Петля накидывалась на мешок, и с помощью специальной лебёдки, поднимались на третий этаж мельницы. Молоть зерно приезжали вдвоем. Один крестьянин наверху, после команды мельника «Засыпай» засыпал зерно в лоток. Зерно попадало в отверстие в жернове и размалывалось. Внизу необходимо было подставлять мешки под струйку муки. После команды «Отгортывай» необходимо было убрать мешок и закрыть заслонкой отверстие. Все, дальше сыпалась мука следующего крестьянина. Тут не зевай. Жернова не должны были работать в холостую. В мельнице стояло два жернова. Один - для грубого помола, второй – для мелкого. Мука грубого помола не годилась для приготовления блинов. Поэтому её мололи (пытлевали) ещё один раз. Мешки взвешивались на специальных весах. Часть муки мельник брал в качестве платы за работу. Мне кажется, что мельники платили какой-то налог государству. Сказать точно не берусь. Помню, что мельников было несколько. Были они с ног до головы в муке, только носы от выпитой водки всегда были красные. Мельники периодически забегали в специальную комнату, опрокидывали стакан «для сугреву», заедали луком и шли дальше работать. В мельнице действительно было очень холодно. Пришла моя очередь. Я забрался наверх, дождался команды мельника «Засыпай» и, поднатужившись, засыпал зерно в лоток. Огромные, метра полтора в диаметре, жернова в миг смололи моё зерно.
    Каково было мое разочарование, когда от половины мешка зерна осталось несколько пригоршней муки. Мельник криво улыбнулся, шмыгнул красным носом и похлопал меня по плечу. Так хотелось плакать, но я сдержался, засыпал муку в мешок и побрел домой.
    Летом, было особым шиком забраться под крышу мельницы и прыгнуть «солдатиком» в воду. Помню, что до войны зимой приезжали солдаты и до ледохода взрывали лед, чтобы не снесло плотину. После войны, в годы пятидесятые, начали ставить столбы электропередач. По деревянному мосту стали ездить большегрузные грузовики. Мост часто ломался, а ремонтировать никто не хотел. Однажды весной прорвало плотину и снесло мост. Мельница ещё некоторое время стояла бесхозной. Крестьяне с окрестных деревень растаскивали потихоньку строительный материал, пока и следа не осталось. Сейчас, бывало, приду на то место и вспомню мельницу, голодное послевоенное детство и грустно становится. Ничего не вернуть»
    Интересные факты прислала автору Юшкевич Маргарита Дмитриевна из Старого Села Витебского района. На водяной мельнице помещика Корженевского в деревне Побединщина в начале ХХ века работал мельником сын местного священника Соколов Александр Анатольевич. В 30-ые годы, боясь быть репрессированным, оставляет мельницу и уезжает из этих мест. Интересно, что мельником работает сын священника, что не характерно. Надо сказать, что все мельницы находящиеся в частных руках, после октября 1917 года были экспроприированы. Бывшие владельцы были вынуждены покинуть родные места, боясь репрессий. Многие подверглись раскулачиванию и сосланы в Сибирь. А ведь это были, как правило, лучшие хозяева. Потеряв хозяина, приходят в упадок и мельницы. Мельница в Побединщине была разрушена в годы войны и не восстановлена.
    Водяная мельница работала и на реке Зароновка в деревне Мохоново. С этой мельницей связана жизнь великана Федора Махнова. Согласно «Книге рекордов России», самым высоким в мировой истории человеком был российский гражданин Федор Махнов. Его рост был 2 метра 85 сантиметров (при весе 182 кг). Федор Махнов стал всемирно известен благодаря своей силе и росту. Прожил он всего 35 лет. В детстве Федор Махнов был нанят помещиком Корженевским, очищать русло речки от валунов. Он простудил ноги, от чего страдал всю жизнь и к концу жизни практически не ходил.
    Возможно Вы – мои дороги читатели, храните истории о водяных мельницах, услышанные от ваших далеких предков. Не стало водяных мельниц. Уходят последние свидетели той далекой непонятной эпохи. Надо успеть запомнить и записать, чтобы донести потомкам частицу нашей истории.
    Человеческое безразличие, военное лихолетье, время и прогресс уничтожили водяные мельницы. Сейчас остатки плотин, да торчащие из воды старые сваи напоминают нам о существовании на нашей земле этих древних сооружений. И если ветряных мельниц на территории Беларуси сохранилось около десяти, то водяных практически не осталось. И мы, современники, уже никогда не услышим шума падающей воды на водяное колесо. Не возьмем в руки теплую, свежесмолотую муку, не вдохнем её запах. Зачем, возразите Вы? Отвечу. Чтобы не прерывалась связь эпох. Если из мозаики жизни выпадает хоть один элемент, то полотно будет неполным. С каждой утратой наша культура и традиция становится чуть беднее. Не случайно в России восстанавливают водяные мельницы в исторических местах. В этом отношении необходимо брать пример с западных стран, где старая техника сохраняется, она составляет предмет национальной гордости. На любви к истории и технике в частности воспитывается молодое поколение. А ведь это и есть самое главное.

    При написании материала автор использовал следующую литературу:
    1. Боголюбов А.Н. Творения рук человеческих, М. 1998 г
    2. Гурский А.И. Бяздоннае Багацце. Легенды, паданні, сказы., Мн. 1990 г
    3. Сергачёв С.А. Белорусское народное зодчество, Мн. 1992 г
    4. Лакотка А. И. Пад стрэхамі прашчурау, Мн. 1992 г
    5. Лозка А. Беларускі народны каляндар, Мн. 1993 г
    6. Песков В. Мельница в Альпах, «КП» 8 марта 2006 г
    7. Сержпутоускій А.К. Прымхі і забабоны беларусау палешукоу, Мн. 1998 г
    8. Богданович А.Е. Пережитки древнего миросозерцания у белорусов: этнографический очерк. Гродно 1895 г
    9. Афанасьев А.Н. Дерево жизни. М., 1982 г
    10. Архитектура Беларуси том 2, Мн., 2006 г
    11. Наш край (сайт пра наваколлі Віцебска)
    12 Федорук А.Т. Старинные усадьбы Берестейщины, Мн., 2006 г
    13. Паустовский К. Собрание сочинений, том 7, М., 1969 г
    14. Верхнее Поднепровье, Белоруссия, 1905 г
    15. Живописная Россия, 3 том, 1882 г
    16. Белорусская мифология, Мн., 2006 г
    17. Подлипский А. Великан Федор Махнов

    Ссылка на блог Автора

    2008.12.17