• Мельницы в искусстве ⁄ Мельницы в творчестве Яна ван Гойена

    Ян ван Гойен (нем. Jan Josephsz. van Goyen, 13 января 1596, Лейден — 27 апреля 1656, Гаага) — выдающийся голландский художник-пейзажист XVII в.
    Вместе с Саломоном ван Рейсдалем и Питером де Молином является представителем так называемого тонального пейзажа, появившегося в конце двадцатых годов XVII в.

    Ян ван Гойен родился в семье сапожника. Первые уроки живописи получил в 10 лет. В течение двух лет он поменял четырех учителей живописи. Гойен продолжил образование в Хоорне у мастера пейзажа Виллема Герритса. После поездки во Францию Гойен в течение года обучался у Эсайаса ван де Вельде. В 1618 г. Гойен женился в Лейдене на Аннетье ван Раельст и открыл собственную мастерскую. Помимо живописи и продажи собственных работ Гойен занимался оценкой произведений искусства и торговал ими, а также недвижимостью, земельными участками и участвовал в ажиотажной торговле тюльпанами, однако выдающихся материальных успехов не достиг. В 1632 г. Гойен вместе с семьёй переехал в Гаагу, где прожил до конца жизни, продолжая свои безуспешные попытки преуспеть на ниве предпринимательства. К 1656 г. его долги достигли 18 тысяч гульденов. Как известно, экономические неудачи и долги не влияли на творческий настрой художника.

    В зрелый период (с 1640-х гг.) писал выдержанные в коричневато-сером тоне виды окутанных влажным воздухом, медленно текущих рек и каналов, с городами и селениями на низких берегах, под бескрайним небом, занимающим две трети картины («Река Маас близ Дордрехта», 1643, «Вид на реке Маас», 1645,— оба Эрмитаж, Ленинград; «Устье реки», 1655, Маурицхёйс, Гаага). Один из создателей реалистической голландской пейзажной живописи 17 в.; занимался также офортом.

    Ян ван Гойен первым из голландских пейзажистов понял, что именно воздух придает земле, раскинувшейся под небесным сводом, мрачную красоту. Он избегал ярких красок, и ценители его искусства позже полагали, что приглушенные тона на его картинах появились из-за того, что краски выцвели на солнце. Однако спокойная палитра, отсутствие цветовых контрастов были неотъемлемыми чертами манеры живописца. Ван Гойен резко ограничил цветовую гамму оттенками серого, коричневого, черного и белого. Здесь только спокойный желтый цвет песчаных дюн слегка контрастирует с тускло-коричневым тоном равнинного голландского ландшафта. Главная роль на картине принадлежит небу. И снова ван Гойен создает необходимый эффект через очень тонкие переходы серых тонов. В светлых местах из-под краски словно льется свет, а большую часть площади картины занимают темно-серые и черные участки различной плотности. Самый заметный объект здесь — конечно же мельница, которую слева уравновешивает небольшая черная фигурка рыболова. Деятельности человека на этом морском пейзаже почти не заметно; только использование художником бесконечного числа тонких оттенков делает картину такой привлекательной.













    Творчество Яна ван Гойена на марках:
    ГДР, 1982 год

    2008.12.18